
Программа по адаптации для 1 класса Программа по адаптации для 5 класса Я учусь владеть собой
План работы с детьми девиантного поведения Информация по проведении акции по борьбе со СПИДом
План работы с детьми - инвалидами
Психомоторика 1- 4 кл Психомоторика 5-9 кл
План работы с опекаемыми детьми План работы с детьми группы "риска"
План работы по профилактике суицидального поведения 2019-2020 План ВШУ
План работы
Психомоторика 1- 4 классы на 2018-2019 уч. год Психомоторика 5-9 классы на 2018-2019 уч. год
Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Целью работы психолога является сопровождение процесса психологического развития обучающихся; содействие созданию психологических условий для наилучшей адаптации детей в образовательном учреждении и развития личности каждого ребёнка; активизация процесса профессионального и личностного самоопределения старшеклассников.
Основные задачи:
- защита прав и гарантий детей;
- психологическая помощь детям в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами;
- психопрофилактическая работа с детьми, требующими особого психологического и педагогического воздействия;
- консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития воспитанников в образовательно-воспитательной среде учреждения;
- содействие развитию психологической культуры педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся;
- отслеживание динамики психологического развития учащихся на различных этапах обучения и воспитания;
- участие в работе школьного ПМПк;
- профилактика здорового образа жизни школьников, формирование у учащихся установок на сохранение здоровья.
Основные направления деятельности психолога коррекционной школы
1. Психодиагностическая работа.
Проводится с целью составления социально-психологического портрета воспитанников; определение путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии; выбор средств и форм психологического сопровождения воспитанников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения. Психологическая диагностика включает в себя проведение индивидуального обследования обучающихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей, администрации или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка. Это могут быть методики, направленные на изучение характера учебной мотивации, профессионально-личностной направленности школьников, уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также педагог-психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса. Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить обучающихся так называемой "группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с детьми.
2. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников. Педагогом-психологом составляются и апробируются коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков, личностного развития в целом и отдельных его аспектов. Продолжительность и интенсивность работы по программам определяется допустимыми для конкретного ребенка (или группы детей) нагрузками, а также тяжестью состояния ребенка и его возрастом. Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа.
3. Психологическое консультирование и просвещение воспитанников, педагогов и родителей.
Осуществляется с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей. Психолог проводит как индивидуальные, так и групповые консультации со всеми участниками образовательного процесса, как по личному желанию самого консультируемого, так и по запросу. Просветительская деятельность может проходить в виде семинаров, педсоветов, групповых обсуждений, родительских собраний.
Консультирование родителей и педагогов - это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или педагогов с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
4. Профилактическая работа.
Направлена на развитие личности обучающихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работу с детьми группы-риска. Профилактическая работа включает в себя проведение психологом семинаров для педагогов, участие в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума. Педагог-психолог работает по запросу педагогов школы, следит за соблюдением в школе психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности учащихся на каждом возрастном этапе.
5. Профориентационная работа с выпускниками школы.
Целью профориентационной работы является формирование у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя проведение цикла занятий и диагностику.
Повышение профессионализма и педагогического мастерства:
№ п/п |
Наименование курсов |
Кол-во часов |
Подтверждающий документ |
1 |
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей «Поиск»
«Детская агрессия. Способы коррекции нежелательного поведения» (26.03.2015г.) |
6
|
Сертификат
|
2 |
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Учитель»
По дополнительной профессиональной программе «Коррекционно-педагогическая деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС» (03.11.2015г.) |
72
|
Удостоверение |
3 |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионально образования «Северо - Кавказский федеральный университет»
По программе повышения квалификации «Методология и технология реализации ФГОС обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы» (2016г.) |
72 |
Удостоверение |
4 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного учреждения дополнительного профессионального образования «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
По дополнительной профессиональной программе «Организация деятельности педагогов-психологов образовательных учреждений в условиях реализации ФГОС» (2016 г.) |
72 |
Удостоверение
|
5 |
Министерство образования и молодежной политики ставропольского края «Краевой центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками»
По программе «Арт-терапия для детей-сирот подросткового возраста воспитывающихся в замещающих семьях и интернатных учреждениях» (с 28.05.2015. по 13.11.2015г.) |
72
|
Сертификат
|
6 |
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Учитель». Профпереподготовка по программе «Педагогическое образование: педагог-психолог». (2016г.) |
520 |
Диплом
|
7 |
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «Учитель». Профпереподготовка по программе «Педагогическое образование: учитель-дефектолог». (2016г.) |
520 |
Диплом
|
8 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет». Профпереподготовка по программе «Педагогика и методика дошкольного образования». (2016г.) |
520 |
Диплом |
Отчёт педагога- психолога за 2015-2016 уч. год
Программа "Развитие психоморики и сенсорных процессов"
План работы на 2015-2016 уч. год
План работы на 2016-2017 уч. год
Электронное портфолио
Занятие - практикум в рамках районного семинара "Позитивный настрой современного педагога".
Неделя психологии
Информация для выпускников и родителей "Как успешно сдать экзамен"
Психологическая помощь учащимся во время экзаменов
Отчёт работы психолога за 2015-2016 уч. год
Анкетирование родителей
Памятка для родителей по профилактике табакокурения
Рекомендации психолога по адаптации первоклассников